Жил в городе Пензе незаурядный человек – Владимир Алексеевич Бессонов. Сейчас о нём никто ровным счётом ничего не знает, но сто лет назад о заслугах и христианском благочестии этого мужа было сообщено самому Патриарху Тихону в Москву.
Из обрывистых сведений о Владимире Алексеевиче можно заключить, что это был человек одухотворённый, творческий и с очень нелёгкой судьбой. В определённые периоды жизни он был подвержен разным соблазнам и веяниям, чуть было не погубившим его, но труды последних лет его жизни и сама мученическая кончина увенчали весь земной путь.
Владимир Алексеевич Бессонов родился около 1877 года и происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. На 1907 год он проживал в Пензе на ул. Московской, в доме Вярвильского, работал присяжным поверенным, а кроме того, издавал в губернском городе газету «Жизнь Чернозёмного Края», был её главным редактором. То были годы Первой русской революции, когда полиция зорко следила за проявлениями крамольных идей, и вот в номере бессоновской газеты от 17 февраля 1907 года нашли публикацию «заведомо ложных сведений о деятельности правительственных учреждений, возбуждающих в населении враждебное к ним отношение». Тираж этой газеты составил 2800 экз. Бессонов виновным себя не признал, но честно заявил, что заметка была размещена с его ведома. Суд назначил ему денежное взыскание, а поскольку на тот момент он оказался неплатежеспособным, то подвергся полуторамесячному тюремному заключению.
Далее след В. А. Бессонова теряется, вероятно, он так и продолжал работать в сфере газетной прессы и юриспруденции – и так вплоть до назначения в Пензу в 1918 году епископа Иоанна. Вот что пишет о нём владыка в своём обращении на имя Патриарха от 26.06.1919:
«Ваше Святейшество, Великий Государь, Милостивейший Отец.
Податель сего канд. Права Владимир Алексеевич Бессонов, б. присяжный поверенный, Председатель Пензенского Епархиального Братства, преданнейший сын св. Церкви и мужественный и талантливый защитник Ее в г. Пензе и Пензенской епархии. Ему многие из пастырей епархии обязаны освобождением от уз темничных, а может быть, некоторые и сохранением жизни. Главным образом его энергии и умелости мы обязаны восстановлением и легализацией на месте церковной организации и учреждений, напр. Братства с его отделениями, Епархиального Совета, Архиерейской канцелярии и др. подвергшихся разгону.
Благополучным исходом воздвигавшихся доселе на меня официальных и неофициальных преследований судебных, административных и иных мы обязаны по преимуществу умелой, своевременно организованной защите, руководил которою всегда он же – В. А. Бессонов.
Вл. А. Бессонов принимает самое деятельное участие в борьбе с кознями пресловутого Путяты, не брезгающего никакими средствами для внесения расстройства в жизнь Пензенской церкви и для причинения вреда ее служителям. Последний, напр. циркуляр Путятинского «Совета» по брачному вопросу, носящий явно еретический характер, имеет несомненно целию толкнуть темные массы на путь ереси (отрицание таинства брака) и поставить духовенство в такое положение, что оно вынуждено или признать в угоду темным массам новоявленную Путятинскую ересь или быть изгнанными с приходов этою темною массою. Благодаря своевременно принятым чрез того же В. А. Бессонова мерам достигнуто, что местный Исполком не принял официального участия в распубликовании Путятинской ереси, но, насколько нам известно, этою «ересию» хотят искусить центр и побудить отказаться от благоприятного для Церкви по данному вопросу декрета от 5 февр. 1919 г.
При деятельном участии В. А. Бессонова Пензенское Братство организовало и частью уже провело, а частью проводит курсы миссионерские и апологетические, организовало по Пензе и епархии Братские богослужения и беседы, организовало прекрасный хор, имеет всякое попечение по облегчению условий жизни еп<архиального> епископа, по организации архиерейских богослужений и пр. В последнее время В. А. Бессонов за архиерейскими богослужениями иподиаконствует. Принимая во внимание сказанное и то еще, что В. А. Бессонов служит Церкви Божией совершенно безмездно и бескорыстно, дерзаю смиреннейше просить Ваше Святейшество о благословении его иконою Всемилостивого Спаса. Уповаю, что такая милость Вашего Святейшества подкрепит р. Б. Владимира для дальнейших трудов во благо св. Церкви, а в братии пробудит соревнование в трудах во славу Божию и на пользу св. Церкви. О текущих горестях и радостях Пензенской церкви, если Вашему Святейшеству благоугодно будет выслушать, доложит Вашему Святейшеству податель сего В. А. Бессонов.
Смиреннейше испрашивая благословения и свв. молитв Вашего Святейшества имею честь быть Вашего Святейшества, Великого Государя и Милостивейшего Отца нижайший послушник Иоанн, Епископ Пензенский и Саранский. 1919 года 13(26) июня. Г. Пенза».
Из показаний члена Братства: «Деятельность Бессонова выразилась как вдохновителя работы, хорошего организатора и пр. Между прочим, личность Бессонова для меня была до некоторой степени загадочной и я чувствовал, что он где-то работает и помимо Братства. Так, например, Бессонов всегда был хорошо ознакомлен до публикации в газетах относительно всех политических событий, о положении на фронтах и пр. Помимо этого казалось, что у него существует ряд знакомых, с которыми он имел более тесную дружбу или связи. К таковым я причисляю Венценосцева с его сыном и других, фамилий которых я припомнить не могу».
На собрании Братства 2 декабря 1919 года было зачитано газетное сообщение о расстреле В. А. Бессонова, в связи с чем верующими было высказано возмущение и негодование. 9 декабря на девятый день после мученической кончины решено было отслужить по рабу Божию Владимиру панихиду, заранее оповестив народ. Стало быть, расстрелян он 30 ноября или 1 декабря.
Источники: Государственный архив Пензенской области, ф. 42, оп. 9, д. 27; Российский государственный исторический архив, ф. 831, оп. 1, д. 49, л. 105 – 106 об.; Архив УФСБ по Пензенской области, д. № 7727-п, л. 11, 216 об.