Владимир Кириллович Трофимов

Трофимов Владимир Кириллович – врач-хирург, доктор медицины. Родился 5 августа 1872 года в селе Сорокино Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье.

Владимир Кириллович Трофимов. Пенза, 1905 год

Окончил Псковскую классическую гимназию (1889) и в следующем году поступил в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, где проучился лишь три года. Продолжил обучение (1896–1899) на медицинском факультете Юрьевского университета (сейчас город Тарту Эстонии), где состоял в дружеских отношениях с Н. Н. Бурденко.

В 1889 году с отличием окончил Юрьевский университет, после чего два года посещал курсы для врачей и хирургические отделения больниц Петербурга, а также состоял ассистентом хирургического отделения профессора В. Г. Цеге-фон-Мантейфеля в Юрьеве. С 1901 по 1904 годы работал врачом Льговской уездной больницы Курской губернии. За это время развил хирургическую деятельность в этом лечебном учреждении (произвел 587 операций). В апреле-сентябре 1904 года вместе с Н. Н. Бурденко служил врачом Красного Креста на фронтах русско-японской войны в отряде, возглавляемом профессором Цеге-фон-Мантейфелем. Работал при Вафангоо и в передовых лазаретах Гайджоа, Лаояна и Гунчжулина. В 1904–1905 гг. стажировался по оперативной хирургии в клиниках Санкт-Петербурга.

С 1905 по 1913 годы состоял ординатором и заведующим хирургическим отделением Пензенской земской больницы.

Персонал хирургического отделения Пензенской больницы земства. В.К. Трофимов во втором ряду (крайний слева)

В 1906 году стажировался в Петербурге в клиниках профессоров Г. Ф. Цейдлера и С. П. Федорова. Летом 1908 года посетил туберкулезный санаторий в Виндаве Латвии. В 1908–1909 годах возглавлял Пензенское медицинское общество. В 1909 году подготовил и защитил в стенах Военно-медицинской академии диссертацию «О глухом шве мочевого пузыря при высоком камнесечении». Определен сверхштатным ординатором Пензенской земской больницы (1910). В марте 1911 года принял активное участие в Десятом съезде земских врачей Пензенской губернии – съезде, который состоялся после 11-летнего перерыва и стал юбилейным (со времени Первого съезда прошло 25 лет).

Десятый съезд пензенских врачей. В первом ряду в центре – пензенский губернатор А. П. Лилиенфельд-фон-Тоаль. Во втором ряду третий слева – В. К. Трофимов, 1911 год

В 1912 году был введен в штат Общины сестер милосердия им. Св. Ольги, а с 1913 года стал первым врачом устроенной на ее базе больницы Красного Креста (позднее им. Семашко). Одновременно состоял в должности помощника врачебного инспектора губернской врачебной управы. Был награжден орденом Св. Станислава 2 ст. В 1915 году исполнял должность врача-консультанта Пензенской земской больницы. За труды, понесенные при условиях военного времени, награжден орденом Св. Анны 3 степени.

Врачи десятого съезда в здании Пензенской земской управы. Во втором ряду пятый слева – В. К. Трофимов, 1911 год

За время работы в Пензе зарекомендовал себя авторитетным хирургом: постоянно следил за развитием медицинской науки, поддерживал связь с крупными хирургами того времени. Был непримирим в вопросах асептики и антисептики, ставил задачи об отделении «гнойных» больных от «чистых». Развивал брюшную хирургию, вводил в практику оперативное лечение мочекаменной и желчекаменной болезней. Занимался вопросами хирургического лечения туберкулеза; предлагал открыть в губернии туберкулезный санаторий, что было сделано лишь при советской власти. Выступал за создание отдельного хирургического лор-отделения. Являлся инициатором открытия при больнице земства рентген-кабинета и стал первым в Пензе рентгенологом. Был учителем целой плеяды известных пензенских врачей: И. В. Алипова, В. П. Бодулина и др. Период его работы в Пензе называют периодом расцвета земской больницы, он положил много сил для превращения ее в культурный медицинский центр. Написал и опубликовал ряд работ по различным вопросам хирургии.

В 1918–1921 гг. являлся активным прихожанином пензенских церквей и духовным сыном епископа Пензенского и Саранского Иоанна (Поммера) – латыша по национальности. Став очевидцем ужасов революции и травли пензенского духовенства, мужественно выступал в защиту пензенской церкви и ее предстоятеля. С 1921 года в связи с назначением епископа Иоанна архиепископом Всея Латвии искал всякую возможность последовать за ним, и такая возможность представилась: с 1920 года его родина оказалась на территории Латвии и 1 августа 1923 года, доказав гражданство, он совершил переезд. Поселился в Аугшпилсе, как стал называться Вышгородец. В это время собрал, обобщил и проанализировал подробные санитарно-статистические данные о родном крае. В 1924 году участвовал в заседании Рижского общества практических врачей, и 2 июня был приглашен на медицинский факультет Латвийского университета в качестве приват-доцента и преподавателя десмургии (науки о наложении повязок и лечении ран), занятия по которой проходили в 1-й Рижской горбольнице. Принимал участие в конгрессах латвийских врачей (1925, 1928). В этот период занимался вопросами ортопедии. По всей видимости, Владимир Кириллович состоял личным врачом архиепископа Иоанна. В 1931 году Трофимову пришлось покинуть университетские стены, так как в результате тайного голосования его должность перешла к врачу латышской национальности (вуз все более становился национальным, а доктор Трофимов читал лекции на русском языке). Занимался частной практикой на родине – в Аугшпилсской волости Абренского уезда.

Доктор В.К. Трофимов. Последнее фото. Латвия, 1940-е гг.

Осенью 1944 года, во время освобождения тех мест Красной армией, был арестован «СМЕРШ» по обвинению в принадлежности к Русскому национальному комитету Абренского уезда. 10 декабря 1944 года скончался в заключении на 73 году жизни.

Из писем В. К. Трофимова

«Нельзя молчать, когда на твоих глазах совершается преступление. А между тем, преступление это нужно считать тягчайшим, так как оно направлено не только против лица, пользующегося всеобщей любовью и уважением, но и против Церкви, служителем которой он является. Прочтите последние статьи в газетах, и вы содрогнетесь от той грязи и инсинуации, которыми наполнены эти статьи против архиепископа Иоанна. Нельзя допустить, чтобы интеллигентные люди, какими бы благими намерениями они не задавались, могли позволить себе, выступая в печати, осквернить Святое Святых верующих русских людей. Если вы, г<оспода>, хотите развивать предвыборную демагогию, то возьмите для этого какую-нибудь другую тему, но не трогайте того, перед кем преклоняются тысячи и тысячи, может быть с вашей точки зрения заблуждающихся, но все же глубоко религиозных людей. Оставьте вашу травлю. Она причиняет боль не только тому, против кого она направлена, но и всем тем, у кого кроме Церкви и ее охранителей ничего другого в жизни не осталось. Бросьте ваши приемы. Ведь они так напоминают приемы тех, кто изуродовал не только личную, но и всю нашу духовную жизнь. Не давайте повода другим говорить, что среди русских людей не остается порядочных людей, которые могли бы в годину страшных испытаний найти в себе достаточно сил и мужества крикнуть всем и каждому: «Довольно распрей, оставим взаимную вражду и ненависть, наступил час, когда мы все, как один, должны встать на защиту архиепископа Иоанна, которого хотят во что бы то ни стало дискредитировать в глазах всего населения».

Кто побывал хоть раз в соборе, кто хоть немного знаком с проповедями Владыки, кто видел тот энтузиазм и горячее преклонение перед умом и сердцем этого большого человека, тот поймет, почему храм Божий не может вместить всю ту громадную толпу народа, которая постоянно стремится к своему духовному вождю. Это происходит здесь в Латвии, а вы спросите живущих здесь пензяков, где Владыка провел несколько лет своего архиерейского служения, и они расскажут Вам, с каким благоговением русский верующий народ неизменно встречал Владыку при каждом его появлении, каким почетом и поклонением пользовался он среди русских людей всех рангов и положений. Тысячная толпа народа всегда сопровождала Владыку при каждом его движении. Кто побывал в то время в Пензе, тот никогда не забудет Покровской церкви и мужского монастыря, где жил и молился Владыка, и тех шествий на Мироносицкое кладбище с участием Владыки, полных редкого духовного и религиозного воодушевления.

Пензяки хорошо знают, какой крест пришлось нести Владыке от тамошних правителей и их прислужников. Они хорошо знают также и то, с каким христианским смирением Владыка донес свой крест до пределов Латвии. Неужели мы, хорошо знающие Владыку, будем и должны молчать, когда неведомо откуда явившиеся к нам люди, забыв, что кроме личных интересов есть интересы общие, стоящие выше всех других, призывают нас к вражде и ненависти против того, в кого мы верим и кому мы поклоняемся? [Нет, мы скажем] этим господам: «Руки прочь от алтаря, не смейте осквернять его служителей. За всякое Ваше дальнейшее выступление против Владыки вас предаст анафеме все русское население Латвии, которому еще дороги интересы Православной Церкви».

От группы православных, знающих Архиепископа Иоанна по деятельности в России Пензяки. Малая Невская ул. д. 14 кв. 8. Александра Васильевна Мелналкснис, урожд. Белова. Столбовая 37 кв. 1. В.К.Трофимов».

Источники: Материалы фондов Пензенского музея истории медицины (Дом-музей Бурденко); К. К. Васильев, А. А. Виксна. Хирург В. К. Трофимов (1872–1944): земский врач и приват-доцент Латвийского университета. // Вестник СумДУ. Серия Медицина, № 2, 2008, т. 1; Ю. Сидяков. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера).

Поделиться статьей в социальных сетях