Весной 1930 года Пензенским ОГПУ было проведено следствие по групповому делу под названием «Бывшие люди». По своему характеру оно было «церковно-кулацким», поскольку в основном по нему проходили религиозные крестьяне, жившие своим трудом. Название дела «Бывшие люди» в данном случае объединило те категории населения, с которыми боролась и которые считала неуместными в «новой» жизни советская власть.
Следователь ОГПУ представил суть дела следующим образом: в Керенске образовалась крупная религиозная община, возглавляемая священниками Даниилом Трапезниковым и Николаем Шиловским. Общину составили поселившиеся в Керенске монахини бывшего Тихвинского монастыря, а также местные зажиточные крестьяне, торговцы. В апреле – марте 1930 года они устраивали религиозные собрания, на которых, помимо молений и чтения духовной литературы, готовили выступления против колхозов, закрытия церквей и снятия колоколов. Монахини под руководством священников ходили по домам и агитировали против советской власти. Узнав, что Союз воинствующих безбожников запланировал на 26–27 марта демонстрацию против «крестового похода» папы римского Пия XI на СССР, они под набат пошли к райисполкому, агитировали против колхозов, требовали открытия собора и, таким образом, сорвали назначенную демонстрацию.
По Керенску и району были арестованы: 31 марта – бывший стражник с. Кармалейки Дмитрий Петрович Просвирнин и крестьянин-единоличник с. Большой Козлейки Илья Владимирович Сомов; 2 апреля – священник Даниил Захарович Трапезников; 3 апреля – монахини Анна Павловна Петрова, Агриппина (Анастасия) Ивановна Зазнобина, Феодосия (Феодора) Сергеевна Волкова, Евдокия Ивановна Подмарёва, жительница Керенска Надежда Ивановна Черменская, крестьянин Константин Егорович Подгорнов; 5 апреля – священник Николай Петрович Шиловский, монахиня Варвара Алексеевна Кубасова, торговцы Михаил Васильевич Козлов и Дмитрий Иванович Николаев, керенские крестьяне Иван Петрович Агафонкин и Дмитрий Захарович Суханкин. Все они были заключены в Керенскую уездную тюрьму, где, по рассказам старожилов, явили, необыкновенную твёрдость в вере. Затем все были переправлены в пензенскую тюрьму, где 28 мая того же года приговорены к заключению в исправительно-трудовые лагеря Северного края на разные сроки. Отличительной чертой дела являлись исключительно «чистые», чуждые всякой злобы и оговоров показания всех 15 подследственных лиц.
Агафонкин Иван Петрович. Родился в 1886 году в Керенске. До 1915 года занимался крестьянским трудом. С 1915-го по 1918 годы служил рядовым в армии. С 1919 года занимался хлебопашеством и торговлей кожсырьём. В 1924 году лишён избирательных прав. В семье имел инвалида-мать, жену и троих детей. 5 апреля 1930 года арестован, а 28 мая приговорён к 3 годам ИТЛ.
Волкова Феодосия (Феодора) Сергеевна. Родилась в 1875 году в с. Ачадово Тамбовской губернии (сейчас Зубовополянского района Мордовии). В 1889 году поступила в Керенский Тихвинский женский монастырь. С 1914 года определена на послушание в живописную мастерскую монастыря. Проживала в обители до её закрытия в 1927 году. Участвовала в выступлении против снятия монастырских колоколов (1928). 3 апреля 1930 года была арестована, а 28 мая осуждена на 3 года заключения в ИТЛ.
Зазнобина Агриппина (Анастасия) Ивановна. Родилась в 1872 году в с. Ягановке Керенского уезда. В 1893 году поступила в Керенский Тихвинский монастырь, занималась прядением шерсти. Монахиня. Проживала в монастыре до его закрытия в 1927 году. С 1928 года проживала в своём доме в Керенске; участвовала в выступлении против снятия монастырских колоколов. Арестована 3 апреля 1930 года, а 28 мая приговорена к 5 годам заключения в ИТЛ.
Козлов Михаил Васильевич. Родился в 1874 году в Керенске. До революции занимался торговлей мясом, имел в родном уездном городе два дома. В 1919 году был лишён избирательных прав, после чего некоторое время жил в г. Спасске. До 1925 года – служащий Пензенского отделения губсоюза и счетовод в конторе. Привлекался «за невзнос тракторных задатков», был оштрафован в пятикратном размере. В 1926–1930 гг. вновь занимался торговлей мясом в Керенске. 5 апреля 1930 года был арестован, а 28 мая приговорён к 3 годам ИТЛ.
Кубасова Варвара Алексеевна. Родилась в 1890 году в селе Старый Шуструй Нижнеломовского уезда. В 1904 году поступила в Керенский Тихвинский монастырь, исполняла послушание в живописной мастерской. Проживала в обители до её закрытия в 1927 году. Участница массового выступления жителей Керенска против снятия церковных колоколов (1928). Арестована 5 апреля 1930 года, а 28 мая приговорена к 3 годам ИТЛ. Освободилась из заключения лишь 7 декабря 1935 года, вернулась на родину.
Николаев Дмитрий Иванович. Родился в 1874 (1870) году в Керенске. Являлся владельцем бакалейной и галантерейной лавки, имел собственных рабочих. С 1924 по 1929 гг. – ктитор Богоявленской церкви Керенска и председатель местного торгового комитета. Лишён избирательных прав как кулак. В 1928–1929 гг. за отказ от тракторного взноса привлекался к ответственности по ст. 61 УК РСФСР, был оштрафован в пятикратном размере, а затем полностью раскулачен. Арестован 5 апреля 1930 года и заключён в керенский арестный дом. 28 мая приговорён к 3 годам ИТЛ.
Петрова Анна Павловна. Родилась в 1870 году в Керенске. В 1894 году поступила в Керенский Тихвинский монастырь, несла послушание в златошвейной мастерской. Арестована 3 апреля 1930 года, 28 мая приговорена к 3 годам ИТЛ. В апреле 1931 года центральной комиссией по разгрузке лагерей ОГПУ была освобождена и сослана на оставшийся срок на Урал с запрещением проживать в 12 пунктах СССР.
Подгорнов Константин Егорович. Родился в 1858 году в Керенске. До революции служил волостным старшиной и являлся крупным землевладельцем. В 1914–1920 гг. состоял ктитором Богоявленской церкви Керенска. Привлекался ЧК как контрреволюционер-заложник, провёл в заключении 2,5 месяца. В 1929 году облагался сельхозналогом как «злостный несдатчик хлеба», был занесён на чёрную доску и оштрафован в пятикратном размере. Арестован 3 апреля 1930 года, а 28 мая приговорён к 3 годам заключения в ИТЛ.
Подмарёва Евдокия Ивановна. Родилась в 1872 году в Керенске. В 1900–1924 гг. – монахиня Керенского Тихвинского монастыря. С 1924 года проживала в родном селе с отцом. В 1928 году участвовала в массовом выступлении жителей против снятия монастырских колоколов. Якобы ходила по селу и агитировала против колхозов, что “всё это антихристово, а советская власть скоро рухнет” и проч. Арестована 3 апреля 1930 года, а 28 мая приговорена к 5 годам ИТЛ.
Просвирнин Дмитрий Петрович. Родился в с. Кармалейке Керенского уезда. До революции служил стражником соседнего села Зубова. Когда крестьяне пытались громить имения, он участвовал в подавлении восстаний и был защитником помещиков. С 1917 года занимался сельским хозяйством. После того как был раскулачен, стал часто появляться в Керенске, где налаживал связь с местным кулачеством. Арестован ГПУ 31 марта 1930 года, а 28 мая был приговорён к 3 годам ИТЛ. Находился в керенской тюрьме в течение двух месяцев.
Сомов Илья Владимирович. Родился в с. Большой Козлейке Керенского уезда, где окончил церковноприходскую школу. Являлся крестьянином-единоличником и активным церковником. Арестован 31 марта 1930 года, 28 мая приговорён к 3 годам ИТЛ.
Суханкин Дмитрий Захарович. Родился в 1865 году в Керенске. До 1917 года занимался хлебопашеством, имел крепкое хозяйство: крытые железом дом и амбар, надворные постройки. Был прихожанином и благотворителем керенских храмов; поддерживал связь с церковными кругами. В 1918–1919 гг. преследовался ЧК и состоял на особом её учёте. В 1928 году был лишён избирательных прав, а в 1929 году раскулачен: изъяты 19 пудов зерна, корова. За сопротивление при сдаче имущества был бойкотирован и занесён на чёрную доску. Всё имущество передано в колхоз. В семье имел жену, детей, сноху, внуков. Арестован 5 апреля 1930 года, а 28 мая приговорён к высылке на 5 лет в Северный край.
Трапезников Даниил Захарович. Родился 20 декабря 1885 года в Керенске в крестьянской семье. Окончил начальное народное училище. До революции исполнял должность псаломщика керенского Успенского собора, избирался членом-сотрудником Императорского православного палестинского общества. С 1910 года – диакон керенского собора. В 1913 году был рукоположен в сан священника с оставлением при соборе на псаломщической вакансии. Награждался признательностью епархиального начальства за пожертвование в собор книги «Апостола», архипастырским благословением за семилетние усердные труды по письмоводству в 1-м благочинническом округе, медалью «В память 300-летия Дома Романовых». Имел собственное хозяйство с прислугой; занимался хлебопашеством, за что в первые годы советской власти был лишён избирательных прав. С 1917 по 1923 гг. состоял священником с. Зубова Керенского уезда. С 1924 года – священник с. Серго-Поливаново того же уезда, где поддерживал связь с кулаками Михаилом и Максимом Стеклянниковыми. Последний привлекался в 1921 году ГПУ как организатор массового крестьянского выступления. С 1928 года служил священником в с. Ртищево Керенского района; поддерживал связь как с местным кулачеством, так и с верующими и лишенцами г. Керенска, среди которых пользовался большим авторитетом. Имел жену и четверых детей. Был арестован 2 апреля 1930 года, а 28 мая приговорён к 10 годам ИТЛ. Наказание отбывал в Вишерском лагере ОГПУ (Урал). В 1939 году был освобождён и вскоре вернулся к церковному служению. На 1948 год являлся священником с. Козлятского Нижнеломовского района, где подвергался со стороны властей непомерному налогообложению с целью заставить его бросить службу. На 1954 году – протоиерей, настоятель Михайло-Архангельской церкви г. Мокшана. Отмечался как один из лучших и ревностных священнослужителей Пензенской епархии.
Черменская Надежда Ивановна. Родилась в 1888 году в Керенске. Занималась торговлей рыбой и хлебом. В 1923 году привлекалась за невыплату налога. В 1928 году участвовала в массовом выступлении населения против снятия монастырских колоколов. Арестована 3 апреля 1930 года, а 28 мая приговорена к 3 годам ИТЛ.
Шиловский Николай Петрович. Родился 20 апреля 1868 года в селе Малой Ижморе Керенского уезда. До 1888 года обучался в Пензенской духовной семинарии, откуда выбыл по собственному прошению. Служил псаломщиком и в течение 10 лет безмездно исполнял должность учителя церковноприходских школ. В 1894 году был рукоположен в сан диакона, а в 1903 году – во священника. Служил на разных приходах Керенского уезда и нынешней Мордовии. Награждался набедренником за усердие в деле церковной проповеди и старания по благоустройству приходского храма (1909). Являлся последним священником Керенского Тихвинского монастыря (до 1927). Награждался наперсным крестом с надписью «За долгую добросовестную службу». С 1928 года, находясь за штатом, временно исполнял обязанности священника Михайло-Архангельской церкви Керенска. На момент ареста проживал на иждивении зятя, занимался огородом. Арестован 5 апреля 1930 года, а 28 мая был приговорён к 5 годам ИТЛ.
Сохранились воспоминания родственников об аресте священника Шиловского: «Дедушку арестовали ночью… Милиционер сказал: “Прости, батюшка, что пришел арестовывать тебя – долг службы. А почему ты не уехал куда-либо, где тебя не знали бы?”. Дедушка якобы ответил: “Я ничего плохого никому не сделал, и мне нечего было прятаться”. Дедушка был великим тружеником. Когда он не стал служить в монастыре, он с утра до поздней ночи трудился в огороде. Он сделал такие грядки, и всё сам один… Когда дедушку ночью арестовали, то бабушка не побоялась и пришла к нам в 2 ч. ночи, сообщила печальную весть. Дедушка наш умер на Соловках, так я, по крайней мере, помню. Он писал оттуда, я не знаю, сколько писем, а потом прислал письмо кто-то и сообщил, что батюшка Николай умер».
Источники: Архив УФСБ по Пензенской области, дело № 10242-п; Семейный архив Марии Юльевны Писановой, внучки отца Николая Шиловского.